ЕДИНЫЙ ЦЕНТР
НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
8 800 777 20 78Звонок по России бесплатный
Санкт-Петербург 8 812 640 40 13
Казань 8 843 211 21 31
Екатеринбург 8 343 384 56 58
Уфа 8 347 214 90 14
8 987 211 21 31
ndt@aprioris.ru | пн - пт 09:00 - 18:00

НК прочности бетона строящегося в арктических условиях объекта повышенной опасности

Общий вид строящегося комплекса ПДХ РО в Сайда-ГубеВ  2004 г. в рамках программы «Глобальное партнерство» и двухстороннего сотрудничества ФРГ и Российской Федерации было начато строительство объекта «Пункт долговременного хранения реакторных отсеков (ПДХРО) утилизируемых атомных подводных лодок (АПЛ) в Сайда-Губе». Инвестором проекта является немецкая фирма Energiewerke Nord GmbH, главный российский партнер - РНЦ «Курчатовский институт». Этот проект международного сотрудничества успешно решает задачу ликвидации экологической угрозы от снятых с эксплуатации и находящихся на отстое АПЛ.

Объект строится на севере Кольского полуострова в 7 км от г. Снежногорск и в 100 км от г. Мурманск на берегу Баренцева моря в заливе Сайда-Губа. Скорость ветра на побережье в среднем 7-8 м/с, влажность воздуха более 80 %. Для района характерна относительно мягкая зима и короткое прохладное лето. При строительстве этого объекта должна быть обеспечена заданная долговечность несущих железобетонных конструкций в условиях коррозийного воздействия влажной атмосферы, насыщенной морскими солями и морозобойного воздействия низких температур.

Хранилище представляет собой ряд параллельных железобетонных площадок, оборудованных судовозными рельсовыми путями, для хранения 120 реакторных отсеков (рис. 1).

Конструкция стапельной плитыС целью обеспечения безопасных условий длительного хранения реакторных отсеков Федеральным агентством по атомной энергии России была сформирована концепция многоуровневого контроля на всех стадиях существования объекта: от выбора площадки до ее строительства, с обеспечением высокого качества строительных работ. При этом Горному институту КНЦ РАН было поручено проводить независимую периодическую оценку прочности бетона на строительной площадке ПДХ РО.

Основной конструктивный элемент - железобетонная стапельная плита - состоит из отдельных блоков и предназначена для размещения реакторных отсеков. Она располагается на скальном или насыпном основании, на которое уложена щебеночная подушка, закрепленная бетонной стяжкой. Плита имеет температурные швы и дренажные канавки. Сверху стапельная плита покрывается защитным слоем бетона («надбетонка») и гидроизоляционным полимерным покрытием (рис. 2).

Общий вид склерометра ШмидтаСтроительство в Сайда-Губе осуществляется по установленному графику. Для оценки состояния железобетонных конструкций необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на их эксплуатационные характеристики: состав и прочность бетона, морозостойкость, водонепроницаемость и другие показатели. Однако при всем многообразии факторов определяющим было принято соответствие фактической прочности бетона проектным показателям, что отвечает требованиям нормативных документов [1, 3]. Оценка фактической прочности бетона стапельных плит выполнялась неразрушающим методом с использованием электронного склерометра DIGI-SCHMDT 2000 (Швейцария). Склерометр состоит из двух частей - дисплея и ударного механизма, соединяемых кабелем (рис. 3). Диапазон измерений прибора составляет 10 - 70 МПа. Действие его основано на принципе упругого отскока. НК прочности бетона склерометром Шмидта и его аналогами включен в нормативные документы многих стран и осуществлялся в соответствии с действующими государственными стандартами [2, 3]. Преимущества этого метода обусловлены его высокой производительностью и возможностью проведения весьма значительных объемов испытаний.

Определение прочности бетона стапельной плиты строящегося ПДХ РО проводилось после набора бетоном нормативной прочности. Испытаниям подвергались конструктивные элементы как самой стапельной плиты (горизонтальная и боковая поверхности), так и фундаментные блоки за ее пределами. Предварительно были выполнены сравнительные испытания прочности бетона на сжатие с использованием лабораторного гидравлического пресса и электронного склерометра Шмидта. Испытания подтвердили сходимость результатов измерений значений прочности образцов бетона на сжатие, полученных разрушающим и неразрушающим способами.

Определение прочности бетона на горизонтальной поверхности плитыРасположение и количество площадок принималось согласно программе проведения исследований с учетом получения более полной информации по оценке прочностных характеристик контролируемых плит (10 - 12 площадок на каждый из блоков стапельной плиты). Перед началом испытаний производились выравнивание поверхности площадок электрическим наждачным кругом (где это было необходимо), зачистка их от пыли и остатков цементного раствора. Зачищенная поверхность площадки имела круглую или овальную форму, достаточную для снятия 12 измерений. Расстояние между местами (точками) испытаний не менее 30 мм, между площадками 2 - 4 м. Ударный механизм склерометра во время испытаний располагался перпендикулярно к испытываемой поверхности площадки (рис. 4).

Средняя величина прочности по каждой площадке рассчитывалась как среднеарифметическое значение по 12 замерам (по ГОСТ достаточно 5 замеров). Максимальное и минимальное значение при этом отбрасывались. Определялось также среднеквадратичное отклонение прочности и коэффициент вариаций. Величина среднеквадратичных отклонений прочности по проведенным замерам составляла 0,8 - 2,3 МПа, коэффициента вариации не превышал 8,0 %. Результаты измерений обрабатывались с использованием персонального компьютера при помощи программного обеспечения Vista Transfer и Vista Pro.

Выполненные в 2005 - 2009 гг. работы по определению прочностных характеристик бетона стапельной плиты неразрушающим методом с использованием электронного склерометра DIGI-SCHMDT 2000 свидетельствуют о технической возможности и высокой эффективности этого способа для оперативного периодического контроля прочности бетона. Проведенный комплекс исследований показал высокое качество бетона в несущих элементах стапельной плиты и других технологических сооружений ПДХ РО АПЛ.

 

Как сэкономить?

Чтоб купить товар по минимальной цене необходимо:


Идет добавление в корзину...